Выбираем хороший горный велосипед — рекомендации специалиста

gornyy velosiped

Тематика горного велоспорта в последние годы набирает все большую популярность ввиду своей экстремальности и доступности для любого человека. Но первым же вопросом, с которым сталкивается еще не состоявшийся байкер, становится приобретение горного велосипеда. И тут возникает дилемма, ведь спектр моделей, их параметров и характеристик необычайно широк. Ценовой диапазон также исключением не является. Так как же выбрать горный велосипед, подходящий именно для конкретного владельца? Попробуем разобраться.

Итак, как выбрать хороший горный велосипед? Для того чтобы сделать правильный выбор, для начала необходимо определиться, для чего именно он необходим, для каких целей. Это могут быть как обычные велопрогулки, для них подойдет недорогой велосипед в базовой комплектации, так и экстремальные виды отдыха, при учете особенностей которых следует основательно призадуматься над целым спектром характеристик. При покупке велосипеда с двухосной рамой следует проконсультироваться с профессионалом, так как очень важную роль играет качество подвижных элементов конструкции и амортизаторов.

Выбор рамы

Mountain bike frame

Первое, что бросается в глаза при подборе байка – это рама. Они бывают классической, монолитной конструкции (хардтейл) и двухосные (с амортизаторами).

При выборе определяющим фактором для велосипеда являются условия эксплуатации и ее стилевые особенности.

Хардтейл («жесткий хвост» ‒ англ.) – это рама с расположением амортизаторов только в конструкции передней вилки. Такое конструктивное решение позволило снизить уровень напряжения рук при длительной езде без ущерба для характеристик прочности велосипеда.

Байк с такой рамой предпочтителен для начинающих велосипедистов, стремящихся выработать технику езды с минимальными нагрузками на несущие элементы деталей велосипеда. Конструкция характерна малым весом, простотой и высокими характеристиками прочности и надежности. Самая распространенная модель.

Двухосные рамы характерны для дорогостоящих моделей. И тому есть объяснение. Так как система амортизации присутствует не только в передней части, но и над задним колесом, уровень комфортабельности езды существенно выше, чем у классических жестких моделей. Велосипед с такой рамой предпочтительнее приобретать для скоростной езды по ухабистой и каменистой пересеченной местности с большим количеством крутых спусков и подъемов. К достоинствам следует отнести максимально пониженные нагрузки на мышечную систему велосипедиста даже при динамических перепадах в скорости и направлении движения. Среди недостатков – больший, сравнительно с одноосными моделями, вес.

Какие колеса лучше для горного велосипеда

razmer kolesa
Этот показатель очень часто упускают начинающие байкеры. А зря. Размер колес все же имеет значение, хоть и не критическое. На сегодняшний день существуют два основных размера ободов для горных велосипедов: 26 и 29 дюймов. В чем же разница? Колеса большего диаметра предоставляют сравнительно более высокий набор скорости за счет того, что за один цикл прокрутки педали велосипед проезжает большее расстояние. Плюс улучшенное сцепление протектора шины с грунтом. Но есть и минус: байк с колесами диаметром 29 дюймов немного медленнее на старте с места, чем такой же, но с 26-дюймовыми. Особо стоит присмотреться к габаритным ободам тем велосипедистам, чей рост выше 180 см и кто, соответственно, имеет длинные ноги.

Тормозная система

Велосипед с ободными и дисковыми тормозами
Возможность резкой остановки является одной из наиболее важных для горного велосипеда, учитывая специфику его применения. На данный момент существуют две разновидности велосипедных тормозов: ободные и дисковые.

Ободные тормоза – это классика. Работают по принципу синхронного сжатия тормозными колодками наружной поверхности обода колеса. Их преимущества:

  • простота конструкции и надежность;
  • ремонт, не требующий больших материальных затрат и специального инструмента;
  • сравнительно невысокая стоимость.

Но есть и ряд недостатков, которые стоит учесть при их выборе, а именно:

  • чувствительность к погодным условиям (мокрый обод снижает чувствительность колодок, вследствие чего тормозной путь существенно возрастает);
  • потеря работоспособности при деформации обода колеса (восьмерка);
  • необходимость значительного усилия при нажатии на ручку тормоза.

Mountain bike brakes
Есть и альтернатива классике – это дисковые тормоза. Они бывают механические и гидравлические, но принцип работы самого тормоза одинаков. Основан он на воздействии посредством тормозных колодок на специальный выносной диск (ротор), зафиксированный на втулке колеса. Дисковые (или роторные) тормоза – это более современные и эффективные устройства. Их достоинства ‒ это:

  • жесткая фиксация независимо от погодных условий;
  • отсутствие необходимости приложения чрезмерных усилий при нажатии на ручку тормоза;
  • корректная работа независимо от состояния обода колеса.

Недостатком роторных тормозов является сравнительная сложность их устройства (особенно это касается гидравлических моделей) и, как следствие, необходимость ремонта только в условиях мастерской или же при наличии инструмента при себе. Стоимость выше, чем у простых ободных тормозов.

Как выбрать горный велосипед

Если при покупке велосипедист ориентируется на перспективу профессионального спортивного применения, то стоит рассмотреть все виды спорт-байкинга и выбрать для себя тот, для занятий которым и приобретается велосипед.

Существуют следующие основные виды спортивной езды на велосипеде:

  • FreeRide;
  • Downhill;
  • Dirt Jumping;
  • Trial;
  • Cross Country.

Freeride MTB

FreeRide – рекомендованы к использованию велосипеды с прочной двухосевой рамой с амортизаторами и надежной тормозной системой. Причина – байк будете перемещаться по бездорожью, на велосипед будет оказываться серьезная нагрузка, особенно на раму. Также «фри-райд» байки используются во время одноименной спортивной дисциплины – при езде по трассе, где водителю придется регулярно преодолевать искусственно созданные трасс, именуемые норд-шор. Они представляют собой комплекс из мостков с высокими обрывами, извилистых узких троп и трамплинов.

downhill bike

Downhill – требуется велосипед с особой геометрической структурой рамы, характерной заваленными углами для повышения уровня стабилизации при скоростных спусках и системой амортизации. Техника используется для особенного типа спортивной езды, заключающейся в скоростном преодолении трассы на время. Сам маршрут представляет собой грунтовую горную дорогу с камнями и торчащими из земли корнями деревьев. По сути это комплекс резких поворотов и трамплинов.

Dirt Jump Bike

Dirt Jumping («прыжки по грязи» – англ.) – для этой категории велоспорта необходим велосипед с рамой из прочных сплавов (например, Chrome 4130) и высоким качеством сварных швов. Помимо этого сидение должно быть занижено относительно руля для удобства выполнения трюков. Во время Dirt Jumping-а, велосипедист преодолевает грунтовые трассы, состоящие сплошь из трамплинов. При этом их расположение выверено таким образом, чтобы после выполнения одного прыжка, велосипедист приземляется на спуск, набирая разгон для следующего. Опытными спортсменами рекомендуется использовать велосипеды с системами амортизации для смягчения нагрузок на позвоночник и суставы при приземлениях.

Trial bike

Trial – велосипеды, использующиеся для этого вида спорта, отличаются своеобразным минимализмом. Заключается он в отсутствии всего лишнего. Даже сидения, так как оно не нужно. Основное требование к байку – минимизация веса. Сам Trial — это велодисциплина, суть которой заключается в преодолении цепи естественных и искусственных препятствий на велосипеде, при этом не используя возможность касания ногами поверхности земли. Со стороны выглядит, как короткие прыжки с места на небольшую высоту с целью запрыгнуть на препятствие.

Cross Country bike

Cross Country – для этого вида соревнований используется велосипед с прочной, но легкой рамой и педалями с системой фиксации ноги велогонщика во избежание соскальзывания. Суть направления заключается в скоростном перемещении по пересеченной местности на трассе с разнообразными препятствиями как естественного, так и искусственного характера.

Выбираем методику передвижения

vybirayem gornyy velosiped
Перед покупкой важно обратить внимание на свою методику передвижения. Стиль езды – вещь сугубо индивидуальная. От него напрямую зависят параметры всех деталей и изделия в целом. Для преодоления скоростных ухабистых спусков, например, бюджетный велосипед с алюминиевыми ободами и тонкостенной рамой никак не подойдет. А для неспешных расслабляющих прогулок в парковой зоне покупать велосипед с тяжелой рамой и двойными ободами попросту не рационально.

Немаловажным, а зачастую и основополагающим, фактором при выборе конкретной модели является цена. Для того чтобы четко представлять, на какие образцы можно обратить внимание, необходимо сразу определиться с пределами допустимого ценового диапазона. Это позволит сэкономить время и не рассматривать самые дорогие экземпляры, которые все равно не по карману.

Рекомендуем посмотреть видео:

Состояние здоровья и наличие медицинских противопоказаний играют не последнюю роль. В случае их наличия не стоит тратиться на модель с возможностями, которые не будут использоваться ввиду особенностей физиологии велосипедиста.

Выбор горного велосипеда будет значительно проще, если у вас имеется хоть какой-то личный опыт. При наличии возможности рекомендуется опробовать несколько разных моделей, для того чтобы сформировать личное мнение и представление о возможностях разных образцов.

В заключение стоит сказать, что выбирая горный велосипед, не следует пренебрегать советами людей, у которых есть прямой и непосредственный опыт их эксплуатации. Очень большой плюс, если такой человек окажет консультативную и методическую помощь при выборе модели.

comments powered by HyperComments